Целевое регулирование

На каком бы этапе цикла «регулирование – дерегулирование» ни находилось законодательство, некоторая степень государственного регулирования всегда необходима; важно лишь, чтобы законодательные меры соответствовали тем целям, с которыми они были приняты. Непродуманная, без учета возможных последствий, законодательная реформа может привести к непредвиденным расходам и создать трудности, перевешивающие ожидаемый полезный эффект.
Мы уже неоднократно подчеркивали, что условия современной жизни быстро меняются и, как следствие, меняются государственные приоритеты.

В последние десять лет большее значение приобрели задачи защиты интересов населения, потребителей, охраны окружающей среды, но устаревшее и неэффективное законодательство препятствует их решению. Нет сомнения, что государственное регулирование играет важную роль в создании здоровой экономической среды, однако слишком часто попытки законодательного вмешательства не достигают цели и, вместо того чтобы оживить бизнес и стимулировать общественную активность, вызывают негативные последствия.
Плохо функционирующая и неразвитая система государственного регулирования может создать угрозу безопасности населения; подорвать доверие к правительству со стороны граждан и деловых кругов; ограничить возможности доступа населения и бизнеса к новым технологиям – например, к новым лекарствам или очищенному топливу. Неэффективная система регулирования может препятствовать инновациям, повышению производительности и росту конкурентоспособности. Страны, которые не реформируют нормативную правовую базу, рискуют остаться на обочине прогресса. Вот почему правительства нуждаются в умной системе регулирования, которая:
◊ трансформируется с учетом достижений мирового научно-технического прогресса;
◊ защищает потребителей от рисков;
◊ открыта для инноваций, достаточно гибка и подвижна для того, чтобы в текущей ситуации удовлетворять потребности заинтересованных сторон;
◊ существует в интересах общества, взаимодействует с населением и бизнесом.
К примеру, предвидя развитие рынка самоуправляемых автомобилей и намереваясь сохранить лидерство в новой технологической сфере, правительство Великобритании в 2014 году провело анализ дорожного законодательства в попытке скорректировать законодательную базу под тестирование самоуправляемых автомобилей на дорогах страны. В результате были сформулированы рекомендации для двух видов беспилотных автомобилей: предусматривающих присутствие водителя и полностью автономных машин без водителя.
Аналогично, в Калифорнии была создана законодательная база для таких стартапов, как Lyft, SideCar, UberX и Tickengo. Комиссия штата по общественным услугам ввела норму, допускающую образование «сетевых транспортных компаний» (TNC). Калифорния стала первым штатом США, узаконившим новый вид сервисов и предоставившим своим жителям доступ к инновационным высококачественным услугам, тем самым открыв путь для дальнейшего развития «экономики взаимопомощи».
Умное регулирование позволяет властям установить более высокие стандарты защиты интересов деловых кругов и общества, придает уверенности бизнесу и повышает доверие граждан к системе власти. Оно помогает создать среду, в которой законодательство обеспечивает защиту; при этом система сохраняет достаточную гибкость, чтобы использовать новые достижения в той или иной отрасли. Умное регулирование способствует позиционированию страны как привлекательной для бизнеса, позволяет лучше использовать государственные ресурсы и открыть внутренний рынок для иностранных инвестиций, помогает совершенствовать стандарты и защищать экологию.
Независимо от того, на каком этапе цикла регулирования конкретной сферы находится правительство, важно, чтобы всякий раз при реформе существующих или разработке новых нормативных правовых актов принимались взвешенные решения. Верен ли выбранный путь? Достигнуто ли равновесие между защитой интересов населения и бизнеса и созданием условий для эффективной работы в правовых рамках?
Сознавая потребность в умном регулировании, многие правительства пересматривают представление о структуре и масштабах регулирования и ищут способы его улучшения. Одна из очевидных тенденций сегодня – укрепление институциональных структур, через которые проводится политика и осуществляются регулирование (например, создание центральных курирующих органов) и совершенствование процесса формирования политики путем более скрупулезного анализа целесообразности для общества затрат на новые реформы. К счастью для правительств, существуют принципы и инструменты, позволяющие политикам использовать наиболее эффективные регуляторные процедуры.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.