Институционализация прозрачности и подотчетности

Важным условием создания сетевого, инновационного и эффективного правительственного аппарата служат прозрачность и подотчетность. Прозрачность помогает правительству мотивировать людей на эффективные действия. Повышение прозрачности обходится недорого, но приносит большую пользу – снижает уровень коррупции, улучшает качество работы и облегчает обмен опытом.


Повышение прозрачности и подотчетности может помочь победить коррупцию, фаворитизм и некомпетентное управление государственными ресурсами. Высокая прозрачность государственных закупок обеспечивает существенную экономию средств, предоставляя возможность различным правительственным органам сравнить методы организации государственных закупок и способствовать их оптимизации. К примеру, исследование, проведенное Счетной палатой Великобритании, позволило сделать вывод, что Национальная служба здравоохранения этой страны могла бы сэкономить более 500 млн ф. cт. (около 800 млн долларов США) в год за счет оптимизации своих закупок[72].
Участие в международных рейтингах также может стать движущей силой реформ. Например, рейтинг Международной программы ОЭСР по оценке образовательных достижений учащихся, который позволяет оценить эффективность систем образования, пользуется большим доверием и является важным стимулом реформ на национальном уровне.
Среди лидеров в этой области – Объединенные Арабские Эмираты, которые анонсировали новую правительственную инициативу по повышению прозрачности и подотчетности в работе правительства в начале 2014 года[73]. Согласно Программе высших стандартов для государственных услуг ОАЭ, результатам деятельности каждого органа власти ежегодно присуждаются звезды по шкале от двух до семи. Получение рейтинга «семь звезд» означает, что орган власти наладил открытый обмен информацией о практике предоставления услуг и получает высокий балл удовлетворенности качеством услуг по опросам сотрудников и клиентов.
В случае неудовлетворительных результатов министерствам отводится год на исправление недоработок; в конце года объявляются финальные рейтинги. После того как министерство проходит оценку, его соответствие полученному рейтингу в течение длительного периода проверяется «тайными покупателями»[74] через случайно выбранные промежутки времени. Повторная оценка проводится через три года после присвоения начального рейтинга или раньше, если это необходимо.
Меры по усилению прозрачности и подотчетности правительства делятся на две широкие категории. Первая категория – отчетность перед обществом. Меры, относящиеся к данной категории, позволяют гражданам непосредственно или косвенно требовать отчета от правительства. Примеры этого – предоставление гражданам возможности участвовать в формировании государственной политики, а также контроль над оказанием государственных услуг, контроль государственных расходов и реализации бизнес-планов.
Другая категория – свободный доступ к информации. Многие правительства разрешили доступ к информации и данным, которые прежде были недоступны. Инициативы, направленные на развитие свободы информации (Freedom of Information – FOI), включают изменения законодательства, кампании за «право знать», схемы добровольного раскрытия информации и другие механизмы.
В большинстве стран ОЭСР законы о свободе информации предусматривают вертикальное распространение информации по всем уровням управления, в половине стран ОЭСР – горизонтальное по всем структурам центрального правительства. (Тем не менее для таких законов часто существуют исключения; из сферы их действия могут быть изъяты некоторые виды информации, представляющие собой государственную тайну или способные причинить ущерб либо вред.)
Одним из движущих факторов большей прозрачности и подотчетности является стремление к снижению коррупции. Для этого следует применять сравнительный анализ государственных закупок на основе стандартов, признанных международными организациями, такими как Всемирная торговая организация (ВТО) и Азиатский банк развития. Соглашение о честном поведении (Integrity Pact), разработанное международной организацией Transparency International, – письменный договор между правительством и участниками тендеров об отказе от взяточничества и коррупции – широко использовалось для повышения прозрачности государственных закупок. Германия, Индия, Индонезия, Италия и Мексика использовали соглашения о честном поведении для создания свободного доступа к информации и укрепления доверия к принятию решений на государственном уровне.
В странах ОЭСР также распространена практика, согласно которой лица, ответственные за принятие ключевых решений, должны публиковать заявления о наличии конфликта интересов. Как правило, это законодательное требование, но в некоторых случаях должностные лица добровольно информируют о наличии сторонних интересов. Более чем в 80 % стран ОЭСР государственные служащие, занимающие высокие должности, обязаны раскрывать свои доходы, а более чем в половине стран ОЭСР – сведения об оплачиваемой работе по совместительству. Должностные лица, работающие в сферах, где существует риск коррупции, например таможня, государственные закупки или сбор налогов, все чаще обязаны сообщать о подарках и о должностях, занимаемых ими по совместительству. Правда, общедоступная публикация этой информации требуется лишь в немногих странах.
В последние годы получили широкое распространение инициативы, связанные со свободным доступом к информации. В 1990 году только 13 стран приняли национальные законы о праве на свободный доступ к информации. Сегодня такие законы приняты более чем в 85 странах. Привычными стали правительственные интернет-сайты, публикующие информацию из центрального правительственного портала. Согласно отчету Международного экономического форума, в настоящее время не менее 10 стран имеют порталы открытых данных, где правительственная информация раскрывается в доступной для использования гражданами форме.
Поскольку возможность повышения прозрачности очень часто зависит от технологий, для правительств важно сосредоточить усилия на обеспечении достаточного уровня знакомства граждан с новыми технологиями, наличия скоростных интернет-каналов и помощи гражданам в формировании навыков доступа к предоставляемым данным.
Поскольку всё бóльшие объемы информации перемещаются на государственные порталы, технологическая инфраструктура должна обеспечивать хранение информации и удовлетворять запросы граждан. Также, для того чтобы прозрачность способствовала эффективности, статистические данные должны быть точны и надежны. Страны ОЭСР отличает от многих развивающихся стран прежде всего способность предоставлять точные статистические данные, на основании которых формируется запрос на повышение эффективности и на другие изменения. Кроме того, на перспективы повышения прозрачности влияет политическая ситуация.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.