Стратегия финансовой устойчивости

Причины заинтересованности государства в инновациях и создании сетевой архитектуры управления очевидны. Государственные финансы существенно пострадали во время мирового финансового и экономического кризиса. Дефицит бюджета достиг новых глубин, а государственный долг поднялся на опасные высоты. Кризис повлек за собой проблемы платежеспособности, повышение процентных ставок по государственным долгам и снижение кредитоспособности многих стран.


В странах ОЭСР с 2007 по 2010 год дефицит вырос в среднем на 4,3 %, а объем государственного долга в зоне ОЭСР – в среднем до 74,2 % от ВВП. Доходы резко снизились, экономический рост практически прекратился.
Многим развитым странам приходится сокращать социальные пособия, чтобы привести в порядок государственные финансы в долгосрочной перспективе, так как одного лишь экономического роста будет недостаточно для приостановки роста долгов.
Сбалансированность государственного бюджета – необходимое условие для преодоления экономических трудностей и возвращения к устойчивому экономическому росту. Многие страны осознали это и начали настойчиво внедрять меры по оздоровлению бюджета: их политика была направлена на сокращение государственного дефицита и сдерживание роста задолженности.
Оздоровление бюджета – это комплекс политических мер для снижения государственного дефицита и общей суммы долга. Как правило, эти меры количественно определяются в виде процента от номинального ВВП и направлены на выявление отраслей, в которых возможна экономия бюджетных средств, что окажет существенное влияние на оживление финансового сектора и стабилизацию государственного долга.
Управление размером государственного долга может смягчить его долгосрочные побочные воздействия на другие сферы экономики, предотвращая отток государственных ресурсов из социальных и экономических программ. Снижение риска неплатежеспособности государства способствует введению процентных ставок, создающих благоприятные условия для экономического роста и повышения покупательной способности населения.
Хотя реформы, необходимые для преодоления экономического спада, имеют краткосрочные цели, они могут стимулировать рост экономики и производительности в долгосрочной перспективе, уменьшая тяжесть подобных кризисов в будущем. Политика оздоровления бюджета позволяет правительствам достичь финансовой стабильности и подготовить почву для восстановления экономики.
Обеспечение будущего роста экономики является одной из целей оздоровления бюджета, тогда как его главная задача – сократить расходы, а не увеличить доходы. Исследования показывают, что контроль над расходами более эффективен, чем меры, направленные на рост доходов, например повышение налогов[68]. Согласно Исследованию по укреплению финансовой системы ОЭСР, оздоровление бюджета в среднем на две трети состоит из сокращения расходов и на одну треть – из увеличения доходов[69].
Чтобы остановить рост долга, страны ОЭСР прорабатывали возможность оптимизации расходов в двух основных областях: социальные программы, особенно программы социального обеспечения, такие как пенсии, здравоохранение и образование; а также текущие расходы, включая сокращение заработной платы и пособий.
В частности, несколько стран ОЭСР приняли решение увеличить пенсионный возраст и сократить пенсионные выплаты будущим пенсионерам.
Механизмы и институты, через которые осуществляются меры оздоровления бюджета, столь же важны, как и сами эти меры. Например, способ, которым правительство сообщает заинтересованным сторонам о предстоящей финансовой оптимизации, является ключом к успеху этих планов. Рынки отреагируют на предлагаемые меры либо позитивно, либо негативно в зависимости от стратегического значения этих мер, от уровня их прозрачности и возможности практического осуществления в течение указанного времени.
Для проведения финансовой реформы, безусловно, необходима как прочная институциональная структура, так и многолетний план оздоровления бюджета. Для обеспечения должного контроля и усиления роли правительства в формировании бюджетных доходов возможно создание независимых институциональных финансовых органов, таких как финансовые советы и управления, целью которых будет тщательное исследование прогнозов и формирование предположений по бюджетным поступлениям.
Понимая важность создания финансовых советов и управлений, правительства стран – членов ОЭСР постоянно увеличивали количество независимых органов, обеспечивающих финансовую дисциплину. В 2010 году президент США Барак Обама создал межпартийную национальную Комиссию по финансовой ответственности и реформе – орган, нацеленный на укрепление финансовой дисциплины путем разработки политических мер, направленных на улучшение финансовой ситуации в краткие сроки и на достижение финансовой стабильности в долгосрочной перспективе. «Финансовое положение нашей страны неустойчиво», – заключила Комиссия, предложив план из шести частей с целью «вернуть нашей стране состояние финансового благополучия, способствовать ее экономическому росту и защитить наиболее уязвимых из нас»[70].
Урезание бюджета отнюдь не пользуется популярностью среди граждан и предпринимателей. Однако открытость и прозрачность придают бóльшую легитимность трудным, но все же необходимым реформам, которые следует провести многим правительствам для восстановления государственных финансов. Доступность соответствующей информации позволяет гражданам контролировать эффективность и справедливость этих мер и требовать от правительства отчета об их реализации. Тем самым формируется доверие общества к запланированным мерам оздоровления бюджета.
Реформы в сфере укрепления финансовой стабильности продолжаются в течение нескольких лет – дольше среднего срока, на который избираются правительства в развитых странах. Следовательно, реформы, разработанные коалицией политических партий и затрагивающие многие группы заинтересованных лиц, вероятно, окажутся продолжительнее и достигнут большего успеха, чем те, которые изначально поддерживает лишь одна партия. Правительства, которые привлекают все ключевые заинтересованные стороны к осуществлению бюджетных и пенсионных реформ, делают эти реформы более жизнеспособными в долговременной перспективе и сами становятся более гибкими, лучше подготовленными к будущим кризисам.
Преобразования в действии: финансовое управление в Японии
Пример Японии показывает, как легко планы финансового оздоровления могут зайти в тупик из-за короткого срока полномочий избранного правительства. В 2010 году, до того как на должность премьер-министра был избран Синдзо Абэ, японское правительство приняло стратегию финансового управления, которая была призвана сократить исходный дефицит вдвое к 2015 году.
Среди предложенных мер было замораживание расходов (за исключением погашения долгов и уплаты процентов по ним) в 2011–2013 годах и удержание бюджета на уровне, не превышающем уровень 2010 года. Кроме того, правительство планировало в 2011 году поддерживать выпуск облигаций на уровне 2008 года, сократить расходы на социальную инфраструктуру и урезать субсидии местным органам власти. Чтобы получить общественную поддержку программы оздоровления бюджета, правительство инициировало трансляцию слушаний по государственному бюджету в интернете и по телевидению. На слушаниях тщательно анализировались расходы министерств, а министр финансов должен был отстаивать все статьи бюджета перед ревизионной комиссией, состоящей из членов парламента и экспертов.
Однако, заняв пост премьер-министра в 2012 году, Синдзо Абэ внедрил комплекс экономических мер, известных как «абэномика», который, напротив предусматривал увеличение расходов правительства – например, на проекты инфраструктуры. Такой подход, по всей вероятности, увеличит дефицит бюджета Японии, по крайней мере в ближайшей перспективе, хотя в 2014 году в стране был повышен налог на потребление.
Преобразования в действии: сокращение расходов в Канаде
В 2009 году ВВП Канады сократился на 2,5 %, тогда как средний показатель снижения по ОЭСР составил 3,4 %. Профицит бюджета Канады, отмечавшийся в предыдущие годы, означал, что страна оставалась в относительно стабильном экономическом положении с хорошей бюджетной и налоговой историей, хотя и страдала от таких проблем, как растущий бюджетный дефицит, сокращение государственного бюджета и увеличение коэффициента долговой нагрузки до уровня, сравнимого со средним значением по ОЭСР.
Для решения возникших проблем канадское правительство сосредоточило усилия на оздоровлении бюджета путем ограничения затрат по трем направлениям: сокращение расходов за счет отмены временных мер стимулирования; введение комплекса мер по ограничению расходов, вступающих в силу в 2011 году; пересмотр низкоприоритетных и малоэффективных программ.
Все эти меры являлись частью правительственной стратегии оздоровления бюджета, направленной на достижение к 2015 году бюджетного профицита приблизительно в 1 % ВВП Канады (что равно 17,6 млрд канадских долларов или 17,1 млрд долларов США).
Кроме того, были предприняты некоторые меры уменьшения расходов, включая замораживание текущих ведомственных бюджетов до 2013 года, сокращение международной помощи и отказ от перераспределения средств, сэкономленных в результате реализации стратегических программ пересмотра бюджета. В начале 2014 года Канада была на верном пути к тому, чтобы добиться в 2015 году профицита бюджета в размере более 4,5 млрд долларов, что почти на 1 млрд долларов превышает первоначальную оценку[71].

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.