Методы затратного ценообразования

Методы затратного ценообразования предполагают определение цены товара исходя из издержек и прибыли (как правило, средних издержек и средней прибыли).
Оптовые и розничные торговцы при определении продажных цен на свои товары исходят из цен на приобретенные ими товары, которые для них выступают в виде затрат. Для возмещения собственных расходов, уплаты налогов и получения прибыли торговцы устанавливают надбавки (снабженческо-сбытовые, оптовые, торговые), которые рассчитываются в процентах к затратам или к продажной цене и являются источниками покрытия издержек обращения и формирования прибыли.


Данный метод ценообразования применяется при следующих условиях:
• эластичность спроса по цене низкая, то есть цена не является основным фактором, определяющим решение покупателя приобрести именно данный товар;
• товар не имеет аналогов, уникальный, новый, опытный образец, редкий, производимый на заказ, престижный, дефицитный;
• фирма работает в отрасли с традициями затратного ценообразования или конкуренцией в области затрат;
• издержки стабильны или незначительно изменяются во времени.
Достоинства методов затратного ценообразования:
• простота сбора информации и расчетов: информация об издержках производства более определенна и известна производителю, чем информация о спросе; нет необходимости корректировать цену при нестабильном спросе;
• надежность метода, информация о затратах подтверждается документами бухгалтерии;
• возможность минимизировать ценовую конкуренцию, если к этому методу определения цен обращаются все предприятия отрасли, то их цены будут близкими;
• справедливость по отношению и к покупателям, и к продавцам: при высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить прибыль на вложенный капитал, традиционную в данной сфере деятельности.
Недостатки методов обоснования цен на базе издержек производства:
• любой способ распределения постоянных (косвенных) расходов на единицу продукции является производным, что не позволяет установить точно себестоимость единицы продукции; то есть цены зависят не только от издержек и принятого уровня рентабельности, но и от способа распределения косвенных затрат;
• цена может не совпасть с ценой, которую покупатели готовы заплатить за данный товар, так как при обосновании цены не принимаются во внимание внешние по отношению к продавцу факторы, в первую очередь, конкуренция, потребительные свойства товара и его заменители, спрос на товар;
• производители игнорируют то, что цена может не находиться в прямой зависимости от издержек производства;
• метод не заинтересовывает в снижении затрат, особенно при обосновании регулируемых государством цен;
• величину удельных затрат сложно и даже невозможно определить до установления цены, так как цена определяется объем спроса и продаж; то есть затраты предприятия определяются объемами продаж, а объемы продаж зависят от цены реализации.
Установление цен на базе издержек, по мнению многих экономистов, является устаревшей и неэффективной методикой, хотя и часто практикуемой. Метод обоснования цен на базе издержек производства больше годится для определения нижнего предела цены (которая должна ответить на вопрос, можно или нельзя выходить с данным товаром на рынок), чем для определения продажной цены.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.